Тема любви в творчестве Маяковского. В. Маяковского принято считать поэтом политическим. Он ста­вил перед собой одну цель поэзии: содействовать поэтическим сло­вом революционному переустройству жизни. «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо», — писал поэт. Но он никогда не чуждался ли­рической темы любви.

Для произведений дореволюционного периода Маяковского характерно трагическое звучание этой темы. В поэме «Человек» — страдания человека, пережившего неразделённую любовь.

«И только боль моя острей — стою,

огней обвит, на несгорающем костре немыслимой любви».

Во всех стихотворениях Маяковский выступает как существо страдающее, молящее о любви («Лиличка!», «Люблю»), Но уже в поэме «Облако в штанах» вечная тема любви выражается ярос­тно, страстно. «Громада-любовь», «громада-ненависть». В «Обла­ке» крик «долой вашу любовь!» сливается с криками «долой ваше искусство!», «долой ваш строй!», «долой вашу религию!» Идея по­эмы, её пафос — в безоговорочном отрицании буржуазных отно­шений, в чём бы они не проявлялись, и в утверждении величия человека, мечты о всечеловеческом счастье.

В 1922 — начале 1923 года он написал и опубликовал две по­эмы о любви: «Люблю», и «Про это». Поэта обвиняли в двой­ственности, в непоследовательности. Ведь еще недавно, в «При­казе № 2 по армии искусств» он сам издевался над «любовными лириками».

«Кому это интересно, что — «Ах, вот бедненький!

Как он любил

и каким он был несчастным»?

Он издевался над теми, кто «выпячивают, рифмами пиликая, из любвей и Соловьёв какое-то варево». Однако при всем этом он боролся не против самой темы любви в поэзии, а против опошле­ния этой темы, против превращения её в средство только личных переживаний.

Его лирика, в том числе любовная лирика, не предс тавляет чего- то обособленного от всего, что писал поэт. Она гак же, как и его поэтическая публицистика, сатира, насыщена социальным, поли­тическим содержанием. У Маяковского появление той или иной темы всегда было отражением жизненной необходимости, обще­ственной потребности. Именно так возникла у него тема поэмы «Люблю». Революция, в корне изменившая общественные отно­шения между людьми, подсказывала необходимость переустрой­ства и личных отношений. Поэт осуждает отношения любви, ус­тановившиеся в обывательской среде, где «между служб, доходов и прочего со дня на день очерствевает сердечная почва» и где «лю­бовь поцветёт, поцветёт и скукожится». Он противопоставляет ей любовь своего сердца. Его любовь иная: она огромна, сильна, нерушима. Конец поэмы звучит торжественным гимном искрен­ности, глубине и постоянству любовного чувства,ни ссоры, ни вёрсты.

Продумана,

выверена,

проверена.

Подъемля торжественно стих строкоперстый,

клянусь —

люблю…»

Содержание поэмы, основанное на возвеличивании любви, было продиктовано не только мотивами общественного характе­ра, но и личными мотивами. Эго соединение личного и обществен­ного проявилось и в поэме «Про это». Основной конфликт в по­эме между лирическим героем, борющимся за новые отношения в общественной и личной жизни, и миром лицемерства, окопав­шегося в быту. Происходит столкновение «любви-громады» нового человека с «цыплячьей любовью» мещанина:

«Так что ж?

Любовь заменяется чаем?

Любовь заменяется штопкой носков?»

Трагедия в том, что любимая женщина оказалась в мире ме­щанства. Сталкиваются два мира. Переживания поэта носят ин­тимный характер: «В постели она. Она лежит». Единственная связь — телефон. Добела раскалённый аппарат подчёркивает остроту переживаний поэта. В поэме не исключается возмож­ность взаимной любви, нужно только укоротить свою «грома- ду-любовь», стать мещанином «пролезть петушком в их быт, в их семейное счастье». Но это означало бы задушить в себе че­ловека, капитулировать перед карликом-мешанином. Страстно и гневно звучат слова:

«…не приемлю, ненавижу это всё.

Всё,

что в нас

ушедшим рабьим вбито, всё,

что мелочинным роем оседало и

осело бытом даже в нашем краснофлагом быте».

Человек, ломавший прогнивший мир, поверивший в осуществ­ление цели: «Чтоб вся на первый крик: «Товарищ!» — оборачива­лась земля!» — не мог мириться ни с чем, что грозило возвраще­нием в прошлое.

Два письма — «Татьяне Яковлевой» и «Товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». В личном конфликте раскрыты черты человека-гражданина и патриота. Любовь — это титаническое напряжение сил, в котором соперником является сам Коперник.

«Любовь — это жизнь» , — говорил Маяковский. Любовь рож­дает поэтическое слово, она активна. Любить — значит уметь не­навидеть всё, что мешает воспринимать мир как счастье.

«Нам любовь не рай да кущи, нам

любовь гудит про то, что опять в работу пущен сердца

выстывший мотор».

«Всю жизнь меня сопровождал голос человека, раненного лю­бовью, — любовью нежной й требовательной ко всем людям, ко всему человечеству», — вспоминал К. Федин о Маяковском.